Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пешеходы, водитель, пассажиры служит экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели разнолико именуют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Интересно то, что ни одно из данных наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным наименованием.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза приобрела свое уникальное название более семи лет назад, большинство адвокатов, юристов, судей, следователей все также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, не определяя вида экспертизы.

В следствии такого абстрактного и общего определения требуемой экспертизы, в нашей практике довольно таки часто рождаются ситуации, когда в адрес учреждения, где присутствуют «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, полотна дороги, дорожной разметки).

Возникает нехорошая ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без должного исполнения, из-за чего сроки не выдерживаются из-за элементарной неграмотности вышеперечисленных участников процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте происшествия: обочин, состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем сложившейся ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, который характеризуют передвижение автомобиля и других объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения автомобиля и иных участников по полотну автомобильной дороги;

Выявление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению ДТП: ошибочное расположение дорожных знаков, отсутствие должных дорожных знаков, неверная разметка дорожного покрытия, неблагоустроенность дороги и прочие отрицательные особенности дорожной обстановки.

Для судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту необходимо предоставить имеющиеся материалы уголовного, административного, гражданского дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полное изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

В частности, в случаях, где важным фактором ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент ДТП.